О рождественском посте 28 ноября 2012 года

 Рождественский пост — один из четырех многодневных постов в православии: он продлится с 28 ноября по 6 января. Рождественский пост готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.

Рождественский пост менее строгий, чем Великий пост и Успенский пост - по уставу во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешено принимать пищу с растительным маслом. В обычной приходской практике в Рождественский пост исключаются мясо, яйца и молочные продукты. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни, на великие праздники и в дни Великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Больным и детям допускается послабление физического поста. Строгий пост – со 2 по 6 января, 6 января- Рождественский сочельник.

Цель поста – не просто соблюсти определенную диету – она в преображении души:

постом меняется напряжение духовной жизни: если получается перейти на более напряженный духовный ритм – цель поста достигнута;
силы, высвободившиеся от поста, следует направить на борьбу со страстями и очищение от грехов: отлучить себя, хоть на время, от телевизора, выпивки, супружеской близости, пустой болтовни. За время поста вполне можно одолеть полезный навык доброго молчания. Спросили – ответили. Спорят – не встревай, надо сказать – скажи коротко, не испытывая терпения близких;
следует воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога: склонности к чревоугодию, гневливости, гордости, осуждения;
если есть в твоем окружении человек, к которому ты проявляешь нелюбовь, то надо приложить все свои силы и горячо молиться за этого человека: Господь призывает нас молиться о творящих нам напасть, и тогда Он дарует мир душе;
строго спросит Господь за пост. Освободим себя от груза грехов. Расправим плечи к Рождеству, к ликованию! Благослови Вас Бог на добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение души!
Митрополит Антоний Сурожский о Рождественском посте.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?